Home

Previous Entry | Next Entry

Послушала пару месяцев назад аудиокнижку Body Mind Mastery: Creating Success in Sport and Life. Она вот прямо как в названии, про мастерство, достигаемое через связь ума и тела. Довольно сильно перекликается с темой внутренней игры, но, пожалуй, более практичная. Автор, Dan Millman — первый чемпион мира по прыжкам на батуте (1964) и ведущий тренер по гимнастике в Стэнфорде, так что ему есть что сказать про cпорт и тренировки.

Книгу можно скачать на gigapedia или читать отрывки на google books.

Помимо разных хороших идей для ума*, там предлагается несколько принципов идеомоторной практики, подходящих практически к любому делу, которое включает тело — спорт, танец, игра на музыкальных инструментах, да хоть вышивание. Некоторые принципы показались мне интересными, но с ними такая проблема — их нужно пробовать, а последнее время стало хуже со временем, мячики для жонглирования Илюха отбирает :) так что руки все не доходили.

А завтра у нас в лаборатории будет новый формат — практика жонглирования, хороший повод попробовать (приходите, если вы хотите научиться жонглировать, и особенно — если уже хоть немного умеете).

***

Ниже пересказ близко к тексту этих принципов.

Общие рекомендации:
Возьмите время на то, чтобы выучить правильно, и вы сэкономите время. Есть большая разница между тем, чтобы выучить и выучить правильно. Only perfect practice makes perfect. Только совершенная практика делает вас совершенным. Нет смысла практиковать неправильные движения — тем самым вы только заучиваете неверные паттерны, часто даже не замечая этого. Поэтому грамотная техника обучения заключается не только в том, чтобы разучивать правильные паттерны, но и в том, чтобы избегать неправильных (по поводу того, чтобы не расстраиваться из-за своих ошибок у него целая глава, так что здесь он на этом не останавливается). Если вы совершаете ошибку, не делайте автоматически еще одну попытку. Возьмите время, чтобы разобраться в чем именно состояла ошибка, и затем сделайте что-то другое.

Многие из нас полагают, что для того, чтобы достичь результата, надо практиковать навык много раз, от начала и до конца. На самом деле, многие начинающие склонны практиковать cлишком много. Когда вы только начинаете, то еще не знаете как ощущается изнутри, на кинестетическом уровне, правильное движение. И вначале многократные повторения могут привести к закреплению неправильного паттерна. Вместо этого начните с нескольких очень немногих осознанных попыток, поддерживая высокий уровень концентрации и интереса. А когда они снижаются, остановитесь и вернитесь к вашей практике позже. Practice is like gambling: you have to know when to quit. В практике как в в азартных играх, надо знать, когда остановиться.

Я рекомендую практиковать, делая по три попытки. Исследования в области обучения показали, что мы можем сохранять наилучшую концентрацию в трех попытках, четвертая обычно уже не такая удачная. Сделав три попытки, остановитесь на мгновение. Проверьте свое положение, сделайте глубокий вдох, встряхнитесь и расслабьтесь. Почувствуйте как осознание с легким покалыванием проходит через все ваше тело, до кончиков пальцев. Почувствуйте вашу связь с землей. И затем продолжайте.

Overcompensation / Перекомпенсация.
Дэн считает, что это один из самых эффективных способов быстрого обучения навыку, и вот почему: когда мы некоторое время повторяем неправильный паттерн движения, он становится для нас комфортным, и любые изменения, даже в направлении правильного паттерна, будут ощущаться странными, неловкими, и даваться с трудом.
"When you're wrong, what's right, feels wrong". Даже если мы знаем каким должен быть правильный паттерн, мы склонны недоделывать, недостаточно исправлять ошибку. Допустим, вы тренируете удар битой по мячу (это про бейсбол, но здесь может быть что угодно), и у вас есть привычка замахиваться слишком высоко. И даже если вы знаете, что вам нужно бить ниже, вы все же склонны ударять недостаточно низко, потому что это ощущается как-то странно. Применить закон баланса — это значит, что вам нужно перекомпенсировать, поработать с обеих сторон движения, для того, чтобы найти центр. Другими словами, сделайте целенаправленную попытку ударить слишком низко. Вы обдуманно готовитесь пропустить мяч следующие десять попыток, замахиваясь под ним. Но поскольку у нас есть тенденция недостаточно исправлять ошибки, то пытаясь замахнуться слишком низко, вы в результате попадете по мячу. Поработав с двух сторон, слишком высоко и слишком низко, слишком слева и слишком справа, слишком быстро и слишком медленно, вы в результате найдете точное место в центре. Это универсальный принцип, его можно применять в отношении скорости, баланса, силы, не только в спорте, но и в обычной жизни — еде, ходьбе, общении, занятиях любовью.

Slow motion practice / Замедленное движение.
Когда вы совершаете какое-то действие в замедленном темпе, вы усиливаете свою осознанность относительно напряжений, которые вы держите в теле и расслабления, которое приносите. Вы можете почувствовать тонкие различия в координации частей тела, изменения веса и дыхания, которые вы упускаете, когда двигаетесь быстро. Практика замедленного действия улучшает и легкость и скорость обучения, потому что прежде скрытые ошибки становятся неизбежно очевидными.

Для обучения любому новому навыку запомните формулу "TCC". Сначала точность, затем скорость, затем сила (precision-speed-power). Они следуют друг за другом. Если вы хотите достичь силы и скорости, тогда практикуйте очень точно в замедленном движении. Замедлитесь, чтобы ускориться. Замедленное действие не только работает, это еще и "fun". И как люди, практикующие тайцзы вы можете обнаружить, что замедляясь, вы превращаете спорт в форму двигательной медитации.

The beginning-and-end method / Метод начала и конца.
Иногда тренироваться в замедленном режиме просто непрактично, например, когда вы разучиваете колесо или сальто. В подобных случаях полезно обратить особое внимание на начальную и конечную позиции. Вы можете не знать где вы находитесь в середине движения, но если начальная и конечная позиции правильны, середина о себе позаботиться. Когда вы начинаете мах теннисной ракеткой или клюшкой для гольфа, остановитесь на мгновение. Проверьте ваш баланс, позицию рук, головы, тела. Начала и конец движения формируют основу для уверенного удара. Если вы завершаете движение и обнаруживаете себя в неправильной конечной позиции, быстро передвиньтесь в правильную позицию и почувствуйте ее.

Part-whole practice / Часть-целое.
Любой навык состоит из элементов. Это очень простая идея, и очень работающая: сначала вы разбираете действие на составляющие, фокусируясь на деталях, и затем собираете воедино. Качество обучения повышается не только за счет того, что у нас появляется больше внимания, чтобы разобраться с деталями, но и благодаря тому, что мы можем совершать маленькие победы каждый день и лучше ощущаем продвижение к большой цели. Двигайтесь небольшими шагами, постепенно, овладейте частями, прежде чем браться за целое.

Imitation / Имитация.
Дэн Миллман называет имитацию "the ultimate technique", то есть предельной, окончательной техникой. Дети — настоящие мастера подражания, это наиболее действенный и естественный способ обучения. Чтобы научиться навыку, найдите кого-то, кто достиг в нем совершенства и внимательно за ним понаблюдайте. Изучайте его движения, привычки, выражение лица. Когда вы смотрите на человека, выполняющего это действие, представляйте как вы сами делаете его подобным образом. Ваши способности улучшатся с практикой. Даже великие мастера начинали с копирования. Дэн пишет, что имитация — это ключевая техника обучения, потому что она работает на бессознательном уровне. Для того, чтобы наилучшим образом использовать ваши врожденные способности к подражанию:
— подготовьте себя физически, вернувшись к основам, необходимым для данного навыка.
— примите, что копировать — это нормально. Вдохновение начинается с подражания.
— удостоверьтесь, что у вас есть хорошая модель для подражания.

***

*Одна из идей для ума: "a little of something is much better than a lot of nothing" - "хоть немного чего-то лучше, чем много ничего". Это не универсальный ответ, конечно, но очень уместный в смысле регулярной телесной нагрузки (и особенно утренней зарядки ;)).

Update:
После занятия добавилось еще пара полезных принципов:
От [info]kapterev, добавление к принципу "часть-целое": когда не получается какой-то навык, деконструировать его, спуститься вниз по ступенькам сложности, найти элемент, который получается, но с трудом, отработать его - и только потом подниматься к более сложному.

От [info]kinest: приговаривать мантру "кидай-кидай-лови-лови", направлять себя словами. А также начинать разучивать движение с более слабой руки.

Эти принципы будут лежать у нас на вики, будем их пополнять потихоньку.

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
[info]llynden wrote:
Oct. 28th, 2009 09:43 pm (UTC)
спасибо, есть над чем подумать. в смысле, по отдельности не новое, по полезно было все вместе перечитать.
[info]o_z wrote:
Oct. 28th, 2009 09:51 pm (UTC)
По-отдельности новым для меня только overcompensation оказалось - про то, чтобы расшатать неправильный паттерн, но не попробовать раз и бросить, а именно как метод. Ну и то, что делать много неправильно не помогает, мысль несложная, но иногда упорство мешает до нее дойти :)
[info]vsyacorazznow wrote:
Oct. 30th, 2009 05:49 am (UTC)
Оvercompensation - замечательно! Предписание симптома + растяжки и шкалирование. Идея простая и очевидная, но почему-то не возникало мысли применять это в телесных практиках. %)
[info]o_z wrote:
Oct. 31st, 2009 12:14 am (UTC)
Ой, а можно поподробнее что здесь имеется в виду под предписанием симптома?
[info]vsyacorazznow wrote:
Oct. 31st, 2009 07:33 am (UTC)
В данном примере симптом = ошибка, когда игрок бьет недостаточно низко. И вместо того чтобы избегать этой ошибки ему рекомендуют её усугубить/сделать контролируемой и желанной, а не спонтанной. Вообще, термин из ЭГ, подобная техника есть и у В.Франкла - "Парадоксальная интенция", в отличие от ЭГ (ЭГ - гибче) подается в легкой провокативной манере.

PS Ольга, мне опять пришла рассылка о Движении в Процессуальной работе. Интересные моменты про первичные и вторичные движения + граница привычного...
[info]vsyacorazznow wrote:
Oct. 31st, 2009 08:45 am (UTC)
Возможно, предписание симптома - еще Даосская техника: "Всякое явление в переразвитии обращается в свою претивоположность. :)
[info]o_z wrote:
Nov. 1st, 2009 08:08 pm (UTC)
о, точно, это же парадоксальная интенция, кидать еще правее! :)

А рассылку можно просто почитать? Можно прислать на zotova()gmail.com
[info]yasha wrote:
Oct. 28th, 2009 10:44 pm (UTC)
О, огромное спасибо! Очень полезные правила, хорошо структурированные к тому же (занимаюсь как раз телесным переобучением, так что прямо в жилу).
[info]o_z wrote:
Oct. 28th, 2009 11:25 pm (UTC)
Пожалуйста! А что у вас за переобучение?
[info]yasha wrote:
Oct. 29th, 2009 09:03 am (UTC)
Да ничего особенного. Делаю массаж с элементами остеопатии и потом учу клиентов двигаться немного по-новому, задействуя открывшиеся возможности тела.

ОК, тогда постараюсь найти где-нибудь мячики и придти :)
[info]yasha wrote:
Oct. 28th, 2009 11:01 pm (UTC)
А можно попасть на вашу жонглёрскую встречу?
[info]o_z wrote:
Oct. 28th, 2009 11:24 pm (UTC)
Да, приходите, конечно, только лучше мячики с собой принести.
[info]justy_tylor wrote:
Oct. 28th, 2009 11:35 pm (UTC)
Да, чудесные фрагменты, спасибо. :)
[info]iz_antverpena wrote:
Oct. 29th, 2009 10:52 am (UTC)
Какая хорошая тема для размышлений и принятия к сведению. Это одно из моих больных мест - выучить, но не идеально, а потом огребать.
Но у меня к тебе просьба, не побоюсь даже прослыть неучем. Вот я не употребляю в речи слово паттерн. Понимаю английское его значение, чаще всего употребляю, если надо сказать "узор" или "образец". Но не могу применить к рассказу и некоторым твоим постам, а оттого не улавливаю смысл. Ты можешь сказать, чем бы я могла это слово для себя заменить. Может быть, не одним словом, может, выражением? Ну, например, как мне для себя объяснить, что такое паттерн движения? Извини, если я звучу немножечко nuts :)
[info]doctor_bublik wrote:
Oct. 29th, 2009 04:13 pm (UTC)
я влезу, если можно. вот здесь ссылка, которая, как мне кажется
хорошо объясняет наполнение слова "паттерн"
http://kolesnik.ru/2006/pattern/
[info]iz_antverpena wrote:
Nov. 1st, 2009 05:57 pm (UTC)
спасибо, так гораздо понятнее :)
[info]o_z wrote:
Oct. 30th, 2009 11:47 pm (UTC)
Там по ссылке действительно очень хорошее объяснение, я бы так подробно не сформулировала. Я примерно так и понимаю - как "протоптанные дорожки", сложившиеся привычки реагирования, хоть психологические (ах ты так - тогда я хлопну дверью), хоть двигательные (плечи сами опускаются и так и висят, а я этого даже не замечаю). Да, вот это, пожалуй, в паттерне важно - что он обычно бывает бессознательный, то есть мы повторяли, повторяли что-то, и оно стало происходить автоматом. Это бывает очень полезно, как при обучении вождению, так что мы можем не думать как там переключается сцепление, но иногда оно начинает "жать" и мешать жить и идти в какую-то новую сторону - обычно тогда и встает вопрос разобраться со своими привычными xxx (привычками, шаблонами, как ни назови) и понять — а какую новую я привычку хочу завести взамен старой? Для меня это очень большая и регулярно появляющаяся тема.

Немножечко nuts - это хорошо :) Ты-то меня видела живьем, знаешь, что я в ней не такая уж "рефлексивная", так это назовем, как в жж (а то мне тут опять человек, с которым мы развиртуализировались сказал, что я не очень-то похожа на свой жж :))
[info]iz_antverpena wrote:
Nov. 1st, 2009 05:59 pm (UTC)
спасибо, теперь гораздо понятнее и смысл яснее. Может, в каком-нибудь разговоре и вставлю что-нибудь про паттерны, хе-хе :)

я бы сказала, что вообще не рефлексивная. Но, может, ты тщательно скрывала эту сторону себя :-) Надо еще встречаться и убедиться :)
[info]o_z wrote:
Nov. 1st, 2009 08:06 pm (UTC)
о, я очень за встречаться, ты же знаешь :)
[info]alec101 wrote:
Oct. 29th, 2009 11:06 am (UTC)
Хм... вообще-то он первый чемпион мира по прыжкам на батуте (1964) и ведущий тренер по гимнастике в Стэнфорде, а не легкоатлет. Это небольшое, но важное различие применительно к теме книги.
[info]o_z wrote:
Oct. 30th, 2009 11:32 pm (UTC)
Спасибо, очень существенное добавление. Я быстро очень перечитывала, когда писала, попалось athlete и я не стала углубляться, хотя стоило, конечно.
[info]heromother wrote:
Oct. 29th, 2009 02:47 pm (UTC)
интересно. спасибо. /ушла думать/
[info]o_z wrote:
Oct. 31st, 2009 12:16 am (UTC)
пожалуйста! иногда еще здорово (ну, в телесных практиках, по крайней мере) что-нибудь сделать ;)
[info]doctor_bublik wrote:
Oct. 29th, 2009 04:09 pm (UTC)
спасибо :) полезно, как кефир и очень вовремя. поле работает даже когда солдат спит.
[info]o_z wrote:
Oct. 30th, 2009 11:49 pm (UTC)
пожалуйста! поле работает-работает, как батарейка энерджайзер! :)
(хотя в моем случае довольно не часто :))
[info]alexkrol wrote:
Oct. 29th, 2009 06:07 pm (UTC)
отличный текст, все правильно и все работает в таком сложном виде, как единоборства, но частоту повторения при правильном подходе никто не отменял. Китайцы говорят - чтобы правильно освоить технику - необходимо повторить упражнение 36 тыс. раз - каждый раз убиваешь злого духа. Европейцы принципиально никогда не идут этим путем - они ищут эффективности против большого объема повторения. Естественно, в реальности здесь нет никакого противоречия. Чтобы предварительно освоить простые движения - указанные подходы совершенно четко работают - именно тогда, когда вам необходимо сформировать некие паттерны или двигательные стереотипы, но это только начальный уровень, потому что при дальнейшем углублении сам способ действия меняется, когда вы практикуете не на основе ранее сформированных паттернов, а потому, что ваше тело и сознание начинает продуцировать решения в реальном времени за пределами паттернов. Примеры с гольфом, теннисом и подобными системными видами хорошо вписываются, ибо основаны на отработке правильного оптимального паттерна, но когда вам необходимо освоить навык ухода от множественного противника, вооруженного ножами - работают уже иные механизмы.
[info]vsyacorazznow wrote:
Oct. 30th, 2009 04:33 am (UTC)
36 тысяч раз за день?..
Занимаясь айкидо, приходилось делать перерывы в практике до полутора лет. На собственной шкуре получил понимание, что делать нужно медленно и правильно, разбивая на фазы. Коллеги, предпочитавшие "взять прием на измор", до сих пор практикуют формально, изматывая физически и морально себя и партнеров по тренировкам. Еще большие проблемы у них с "уличной практикой".
Чтобы вырастить качество, нужно его сначала посеять...
[info]alexkrol wrote:
Oct. 30th, 2009 04:53 am (UTC)
вы сколько лет практикуете?
[info]vsyacorazznow wrote:
Oct. 30th, 2009 05:43 am (UTC)
С 97-го года.
[info]alexkrol wrote:
Oct. 30th, 2009 06:10 am (UTC)
круто, а я с 1979
[info]vsyacorazznow wrote:
Oct. 30th, 2009 06:20 am (UTC)
Рангом померялись?.. ;)
[info]o_z wrote:
Oct. 30th, 2009 11:54 pm (UTC)
Поддержать разговор про уход от множественного противника, вооруженного ножами, простите, не могу :)

Но то, что необходимость повторений никто не отменял, согласна.
На собственном опыте танца, жонглирования могу подтвердить.

К слову, [info]grey_kristy рассказал, что в большом теннисе (которым он долго занимался) повторение тоже очень важно. Да, там есть техническая база, которую нужно очень аккуратно поставить (подача, удар по мячу), а дальше идет наработка ситуативной тактики, и вот это ничем другим, как часами игры не возьмешь.

Но мне кажется (опять же, из собственного опыта) повторение не означает повторение одного и того же, для меня лично важно сделать так, чтобы и повторять было интересно. Я не знаю, что заставляет китайцев, но не исключаю, что и дубина сверху, а хотелось бы, чтобы было достаточно внутренней мотивации. Она может быть завязана на смысл и/или интерес.
[info]alexkrol wrote:
Oct. 31st, 2009 06:24 am (UTC)
Вы знаете, приведенный Вами же текст породил в некотором смысле искаженное восприятие вопроса - типа за три раз медленных и осознанных раза можно достигнуть высшего мастерства и участники дискуссии попали в эту ловушку. Забывая несколько вещей:
1) любая книга - это шоу бизнес и имеет своей целью - заработать денег для издателя, потом для автора, потом привлечь внимание к имени автора, на худой конец клиентов для консалтинга. написание книги с "ОБЕЩАНИЯМИ" - классический этап в карьере любого консультанта. поэтому к любой книге надо относиться трезво, даже к библии.
2) на рынке личностного роста есть классический прием продаж - упрощай проблему, предлагай легкое и нетрудное решение - некую инновацию - типа вы думали, что надо менять себя годы, на самом деле новейшие методики позволяют сделать это за 3 шага, 5 этапов, используя 7 привычек и т.п. этот прием не имеет отношения к реальности и служит маркетиноговым целям.
3) основа любого тренировочного, особенно двигательного процесса - это повторение. про медленное осознанное повторение здесь говориться как про инновацию. Я что типа идиот или ослышался? А как еще люди разучивают или разучивали что-то веками. Современной психологии, психиотрии и психотерапии (со всеми ее достижениями и заблуждениями) чуть более 150 лет, йоге не более 3000-4000 тыс. лет, а теперь дайте ответ на два вопроса: сколько лет системным воинским искусствам, сколько лет люди воюют, сколько лет люди борются за власть и занимаются политикой и управлением? А самое главное в какой области цена вопроса больше? Ответив честно на эти вопросы сразу появиться по крайней мере корректное понимание и меньше иллюзий. У меня тренерский стаж почти 30 лет именно в том, как это сейчас можно говорить, в телесных практиках, особенно в единоборствах и там медленное осознанное повтороение - ОДИН (только) один из важных методических приемов.
4) 99% приходят заниматься всякими телесными практиками для себя любимого, типа потусоваться, избавиться от неких полумифических зажимов, придуманных хитрыми психотерапевтами, но не РАДИ РЕЗУЛЬТАТА. Если Вы пактикуете РАДИ РЕЗУЛЬТАТА - в прикладных областях, в спорте высших достижений, то вы будете использовать ВСЕ возможные методы и основной будет повторение.
5) в ситуативных видах спорта и деятельности - естественно на первой фазе повторение носит ситуативный характер, чтобы раздвинуть диапазон возможных решений практикующего, но это НЕ ОТМЕНЯЕТ ТАКТИКИ и СТРАТЕГИИ - проверенные СИСТЕМНЫЕ способы достижения результата. Поэтому от освоения паттернов движений Вы переходите к освоениям связок, Тактик, стратегий - это тоже паттерны. На следующей фазе вы уже опять идете ЗА ПРЕДЕЛЫ тактических паттернов в импровизации на более высоком уровне. И так эти этапы свободы и дисциплины постоянно меняются, но основа всегда ПРАКТИКА.

Книги играют и полезную и вредную вещь одновременно. Часть из них действительно приподниает завесу и позволяет многим прикоснуться к сакральным вещам, но также общедоступность книг позволяет новичкам и профанам объяснять самим себе как правильно (без практики). Пока просто сидишь дома и читаешь подобную литературы - все хорошо, но когда сталкиваешься (именно сталкиваешься) с жизнью, многие теоретические постоение улетают и мы начинаем искать практиков.
[info]alec101 wrote:
Oct. 31st, 2009 09:22 am (UTC)
Фельденкрайз говорил про музыкантов, что великие музыканты практикуются по много часов в день, но они не повторяют одно и то же, а постоянно исследуют что-то новое, экспериментируют, говоря его словами, выявляют маленькие различия.
[info]justso123 wrote:
Oct. 29th, 2009 06:15 pm (UTC)
Здорово!
(Как всегда, я думаю, что дальше):
Что делать, если медленно - прекрасно получается, а быстро - нет? Точнее - существует некий пороговый темп, в котором вообще ничего внятного не получается, и если долго-долго повторять, и если не повторять?
[info]alexkrol wrote:
Oct. 30th, 2009 05:00 am (UTC)
в точку. потому что при работе на скоросте действуют иные псиологические механизмы и подключаются иные ресурсы. когда вы делаете медленно - то вы все контролируете сознанием, точнее осознанием, включая стандартные фазы - наблюдение-анализ-принятие-решение-исполнение. этот алгоритм имеет органичения по скорости, поэтому при ее увеличении не работает. есть другие алгоритмы - трансцендентные - которые можно развить только работая на скорости и только при определенном состоянии сознания. Грубо говоря - обыденная личность не может работать на скорости, но это не значит, что этому мешают физиологические барьеры. Когда вы выходите за пределы своей личности - возникают новые возможности. практика нужна именно для отработки выхода на трансцендентный уровень. все из нас наблюдали этот эффект в повседневности - когда в быту мы осознаем, что нечто делаем быстрее, чем способны это осознать - что сознание только фиксирует факт того, что уже произошло.
[info]o_z wrote:
Oct. 31st, 2009 12:00 am (UTC)
Тут сложно что-то советовать, не зная контекст.
Иногда в таких случаях помогает, чтобы кто-то со стороны посмотрел (лучше та самая "модель") и сказал, действительно ли "получается" или "не получается". Может есть какие-то важные детали, которые помогают. Или подсказали способы, которыми они такие затыки проходили. У меня вчера было интересно - было два хорошо кидающих мастера :) ([info]kapterev и [info]kinest) я у обоих спросила совета по поводу не получающегося у меня обратного каскада, так один посоветовал упростить (спуститься на шаг назад), а другой - усложнить (попробовать другой паттерн, так как по его опыту, оказалось лучше учить в обратном порядке). Занимательно, что оба эти метода как-то работают, но дело было даже не в том, какому именно совету последовать, а в том, чтобы просто продолжать делать хоть что-то :)
[info]ar_asti wrote:
Oct. 29th, 2009 08:15 pm (UTC)
вы, конечно, грандиозную работу проделали- написать конспект основных принципов, а главное позновательно и интересно все это читать. спасибо.
[info]o_z wrote:
Oct. 31st, 2009 12:03 am (UTC)
Пожалуйста! На самом деле, работа совсем не ощущается как грандиозная :) видимо потому, что я так долго собиралась про это написать, что-то даже уже попробовала (overcompensation, работает для меня, когда надо неправильное что-то переучить, например, недолет), что написалось уже само собой.
[info]ka_pell wrote:
Oct. 30th, 2009 01:42 pm (UTC)
Очень интересный пост, спасибо.
[info]o_z wrote:
Oct. 31st, 2009 12:01 am (UTC)
Пожалуйста :)
[info]ausar wrote:
Nov. 6th, 2009 06:51 pm (UTC)
огромное спасибо - очень ценный пост
[info]o_z wrote:
Nov. 6th, 2009 08:22 pm (UTC)
пожалуйста.)
( 43 comments — Leave a comment )