?

Log in

Инга была у меня на мастер-классе по нарративному коучингу в Минске в октябре и по размышлениям от него написала этот пост ниже. Живые истории живых людей всегда самая лучшая иллюстрация любой теории.

А в эти выходные я проводила в Минске уже 2-дневный тренинг - собралась полноценная, очень увлеченная и заинтересованная группа, будем продолжать. По результатам участники даже создали сообщество в фейсбуке "Нарративная практика в Белоруси". И значит, что-то новое продолжит расти!

Originally posted by antysk at Нарративный коучинг, зачем мне этот тренинг.

Зачем мне эта нарративная техника? Зачем она мне прямо настолько, что я решила поучиться и везу под свой интерес специалиста из Москвы? А затем, что я вдруг, при первом знакомстве с методом услышала и мгновенно согласилась с базовыми посылками этого подхода. Да, это так и есть. Мир так и устроен. Мой-то мир – устроен так.

В нашей жизни происходит очень много разных событий. Разных. Сильно разных. Даже свидетельствующих о противоположном. Но наше внимание очень избирательно. Мы выбираем их трактовать так, чтобы они стройно вписывались в какую-то «нашу» историю. Если попадаются события, которые трудно трактовать в нужном нам ключе, то мы умеем их забывать… или наоборот помнить вечно. В зависимости от того, как они вписываются. В нашу доминантную историю.  Я об истории вашей жизни, если что. Не просто о сказке из книжки.
Так вот. Нарративный подход предлагает эту доминантную историю отследить, сверить с желаемой, и если окажется, что не все в ажуре – то стать автором новой, предпочитаемой вами истории.

И мне хотелось написать об этом, но как-то не подворачивалось примеров и слов соответственно.  До сегодняшнего утра.


Я отследила как это работает на мнеCollapse )

тескт объявленияCollapse )
Еще один португальский фото-альбом - из Cascais

Это снято на мысу Cabo de Roca

15726917179_ee8fbab936_b

Панорама панорамой... печенье давай!
15887197096_3bf0202bf3_b
Заглянула я тут в жж впервые за долгое время и обнаружила, что целый год тут не было никаких фото-изображений под тэгом kid. А мальчик-то тем временем растет! Шесть с половиной уже скоро!

Все фото из нашего летнего путешествия по Португалии, спасибо за них grey_kristy:
Лиссабон - мой самый любимый город город Европы, куда хочется возвращаться снова и снова
Порто - неожиданное открытие, где зашкаливает плотность впечатлений
Синтра - немного диснеевское, игрушечное поместье почти в пригороде Лиссабона
Коимбра - тихий университетский городок на реке
Томар - резиденция тамплиеров

А здесь пусть будет коллекция подрощенного Ильи Константиновича:

он же, с котами и самокатомCollapse )
Уже в эти выходные состоится тренинг "Отношения с собой: предпочитаемые истории".

Мы изменили формат - он будет не 2-дневным, а 1-дневным - 22 ноября, в субботу.
Так что если вы не успевали на два дня, теперь можно присоединиться.

Все подробности здесь: http://o-z.livejournal.com/813077.html

Ниже немного мыслей про тему тренинга и почему мне это интересно.

Когда мы думали с моей коллегой Еленой Станковской какую бы тему выбрать в качестве совместного тренинга, много разных идей сошлось на теме "отношений с собой". Тема эта настолько же популярная - насколько и непростая. Заманчивые призывы «быть собой», «любить себя» - на деле не так однозначны. И нередко порождают больше вопросов, чем ответов: «Как это отразится на моих отношениях с другими людьми?», «Как «принять» себя, если мне не нравится собственное поведение?», «Не перестану ли я развиваться и совершенствоваться?», «Имею ли я вообще на это право?» и так далее. Ну и даже если я соглашаюсь, что "полюбить себя" - это хорошо - дальше возникает вопрос - а как именно-то?

Для меня в какой-то момент все сошлось, когда я прочитала (кажется, у Дэниэля Сигеля) фразу "self is embodied, relational and constructed" - то есть наше "Я" - телесно, создается в отношениях и конструируется в культуре. И это все одновременно. Именно поэтому, чтобы разобраться с "отношениями с собой" стоит одновременно смотреть на то, как я переживаю и проживаю свое "Я" телесно, на мои отношения с другими людьми (у кого я научилась, например, отвращению к себе - а с кем я чувствую себя "в порядке"), а также из каких социальных идей и установок "растут ноги" моих отношений с собой - откуда я у знаю про эти все "соберись, тряпка", "люби себя, чихай на всех и в жизни ждет тебя успех", и т.д.

Конечно, это часто оказывается центральной темой индивидуальной терапии. Но исследовать эту тему в группе может быть тоже очень интересно - именно потому что это может дать "точки обзора", недоступные при индивидуальной работе. Не думаю, что с этим можно разобраться "раз и на всегда" - но как минимум это может быть безопасным и увлекательным входом в эту тему.

Нам кажется, этот тренинг может быть интересен как просто любым людям, которым интересно поисследовать эту тему - а также коллегам, которых хотели бы познакомиться со способами работы с этой темой через методы экзистенциального анализа, нарративной терапии и соматического подхода.

Tags:

Есть замечательный современный американский поэт Дэвид Уайт (David Whyte).
Постит он тексты прямо в фб, так что можно подписаться.

А Дарья Кутузова, от которой я про него и узнала, перевела недавно одно из его стихотворений - "Start close in", про маленькие шаги.

Начни
рядом с собой,
не делай
ни второго
шага, ни третьего,
начни с того,
что прямо рядом
с тобой,
с шага,
который
так
не хочется
делать.
Начни
с известной земли,
с бледной земли
у самых твоих
ног,
с того,
как именно ты
можешь
начать разговор.
Задай
свой вопрос,
забудь о чужих
вопросах,
не дай им
задушить
что-то простое.
Чтобы
услышать голос другого,
следуй
за своим голосом,
дождись,
пока этот голос
станет
внутренним ухом сердца,
способным
действительно слушать
другого.
Начни прямо сейчас,
сделай
маленький шаг,
который сможешь
назвать своим,
не пытайся
скопировать чужой подвиг,
будь скромен,
сосредоточься,
начни
рядом с собой,
не спутай вот то, чужое,
со своим.
Начни
рядом с собой,
не делай
ни второго
шага, ни третьего,
начни с того,
что прямо рядом
с тобой,
с шага,
который
так
не хочется
делать.

(с) Дэвид Уайт, перевод Дарьи Кутузовой.

Tags:


22 ноября совместно с Еленой Станковской буду вести тренинг “Отношения с собой: предпочитаемые истории”.

Популярные и такие заманчивые призывы «быть собой», «любить себя» - на деле не так просты. И нередко порождают больше вопросов, чем ответов: «Как это отразится на моих отношениях с другими людьми?», «Как «принять» себя, если мне не нравится собственное поведение?», «Не перестану ли я развиваться и совершенствоваться?», «Имею ли я вообще на это право?» и т.п.

Вместе с тем моменты ясности, согласия с собой переживаются как ценный – если не сказать драгоценный – опыт. Обрести в самом себе поддерживающую фигуру, внутреннего свидетеля, желающего мне добра, - значит обрести надежный «дом», безопасное пространство «и в горе, и в радости».

Мы посвятим два дня исследованию Ваших отношений с собой. Сначала мы внимательно рассмотрим, как они устроены и вписаны в отношения с другими людьми и в Вашу жизнь в целом; ведущие предложат практики, помогающие понять многообразие собственных голосов и ценность каждого из них. Затем, опираясь на это, мы проясним предпочитаемые Вами истории одних из самых важных отношений в жизни - отношений с самим собой.

Что мы будем делать?
Исследовать внутренний диалог и позицию по отношению к себе с помощью методов экзистенциального анализа, нарративной и танцевально-двигательной психотерапии, фокусинга. Встречаться с собой, удивляться, исследовать - через внимание, отражение в других людях в группе, движение и осмысление опыта.

Ведущие:
Елена Станковская — экзистенциальный психотерапевт, кандидат психологических наук, преподаватель Высшей Школы Экономики.

Ольга Зотова - коуч, танцевально-двигательный терапевт, нарративный консультант.

Орг. информацияCollapse )

Cобытие в фейсбуке

Tags:

Originally posted by danilling at post
conference-e1412802720691Cлава-Юля-Арсений

Уже который год с нетерпением жду сначала весны, а потом осени, чтобы сходить на очередную Нарративную конференцию. Очень люблю это дело, потому что там всегда собираются любимые коллеги и рассказывают о чем-то страшно интересном. Слово коллеги тут даже не очень подходит: мы сообщество, а значит - со-общники в лучшем смысле этого слова. И я люблю дух нашей общности, как впрочем и различности.
В этом году я провожу на конференции свой семинар "Тонкие места нарративной практики" - мы там будем исследовать свои и чужие сомнения в нарративной терапии. Хочу показать свои наработанные способы работы с сомнениями, в т.ч. и тяжкими - как сделать так, чтобы сомнения не тормозили, а продвигали вперед. И со-провожу c Олей Зотовой (o_z) семинар "Нарративные ответы на социальные вызовы". Там мы будем исследовать, какие голоса в обществе сейчас претендуют на безальтернативность, и как услышать и поддержать заглушаемые альтернативные голоса. А если вы ничего не знаете о нарративной терапии, то можно для начала посетить ознакомительный семинар "Введение в нарративную практику" - он будет перед конференцией в субботу в 11.00. А потом - давайте к нам!

Подробности


NarrativnayaPraktika_logo-1024x350

Tags:

Осенние новости

Результат усилий последних пары недель: сайт сообщества Нарративная Практика: http://narrativepractice.ru

Вот и пригодились залежавшиеся было навыки строительства корпоративной базы знаний, ну и строительство предыдущих сайтов на вордпрессе тоже оказалось кстати. Как удобно теперь, когда все в одном месте. Радуюсь и горжусь!

Ну и немного расписания - в ближайшие недели оно снова плотное - осень, как обычно!

В этот вторник 21 октября снова практика аутентичного движения для решения задач (move2think) - рада, что получается регулярность.

На следующей неделе буду в Минске (еду на семинар экзистенциального терапевта Эрнесто Спинелли) и 22 октября проведу там мастер-класс по нарративному коучингу.

8-9 ноября буду в Петербурге, с 2-дневным вводным семинаром по нарративному коучингу. Все подробности здесь.

А в следующие выходные 25-26 октября будет 7я российская конференция по нарративной практике.
Приглашаются не только практикующие, но и просто интересующиеся - для новых людей перед началом 25.10 будет ознакомительный семинар.

На самой конференции должно быть много разного и интересного, а мы с Данилой Гуляевым danilling 26.10 в 17.00 будем проводить семинар/открытое обсуждение на тему "Нарративные ответы на социальные вызовы" - по следам наших групп подержки "Мои опоры в тревожные дни".

И картинка про осень. Не верю пока в зиму и минус!

2014-10-10 17.00.08
Лена продолжает развивать тему стиля - и это очень правильный заход, стиль как трамплин к пониманию себя!

Originally posted by doggytalking at Надышавшись звёздной пыли
242800_8_800
Сколько бы ни старалась Эвелина Хромченко обрядить всех в идеальные юбки и брюки с белыми рубашками, а массовым трендом её учение не становится. Люди продолжают выбирать одежду, что называется, сердцем: вместо маленького чёрного платья - большое красное, вместо клатча - сумка-мешок, вместо плотных колготок - чулочки в сеточку. Сердце не обманешь: ему известно, за какие штрихи в картине мира отвечает эта сумка и эти чулочки, и почему их нельзя просто выбросить. Иногда к сердцу присоединяется спина, она как бы намекает: пора завязывать с каблуками, даже если это символ стильности номер один, по версии журнала и телевизора. В комментах к очередному своду правил от Эвелины Хромченко прочитала: «Чем ниже уровень достатка в целом по стране, тем выше каблуки у женщин». Что-то в этом есть.

Я выделяю два подхода к стилю. Первый - стиль как картинка, или как ты выглядишь со стороны. Этот подоход очень популярен в экспертной среде. Картинку выстроить несложно, но будет ли тебе хорошо в ней? сможешь ли ты носить картинку на себе? Второй подход - стиль как продолжение внутренней реальности, или какая одежда соответствует твоему самоощущению. При таком прочтении стиль позволяет вести диалог с собой, прояснять свои желания и ценности.

Если задачи самовыражения нет, а важно всё-таки создать определённый образ для окружающих, то вначале стоит определиться: кто те окружающие, на чьё мнение ты ориентируешься, с кем ты хочешь совпадать, от кого отличаться и почему? Чем лучше это понимаешь, тем ближе ты к решению своей задачи.

У многих есть внутренний цензор или критик, который смотрит вместе с ними в зеркало, оценивая, что окей, что не-окей. В этой роли может выступать конкретный человек (муж, подруга, Хромченко, Фюрстенберг) или собирательный образ - сплав усвоенных правил и представлений о стиле. Почему одни правила для нас справедливы, а другие кажутся надуманными? Как формируется индивидуальная мера, которую ещё называют вкусом в подборе одежды? Как бы оделся человек, если бы у него не было никаких ограничений?

Мне интересно использовать стиль как трамплин к идентичности. При этом я не призываю отказываться от популярных теорий стиля: мы живём не в вымышленном мире и не в вакууме, у нас есть особенности лица и тела, есть социальные роли и практические цели - почему бы их не учесть, обращаясь к уже опробованному знанию. Единственное - науку о стиле я бы не приравнивала к своду законов, так с ней проще и приятнее обращаться. 16 ноября планирую провести тренинг «Я и мой гардероб»: помимо проработки психологических аспектов, на тренинге будет мини-лекция о том, как подбирать вещи под фигуру и цветотип. А в ближайшее воскресенье вместе поучимся рассказывать истории с помощью стиля. Весь день. Только свои. Велкам!

Tags:

Run, baby, run

На правах человека, который на прошлой неделе впервые в жизни пробежал 5 км (месяц назад начала - а до этого последнее воспоминание про бег - как в школе умирала на 2 км), хочу поделиться статьей одного человека постарше, 57 лет:
«Я — обычный лентяй, оказавшийся перед выбором: жизнь или ранняя смерть.»

Кстати, отличнейший онлайн-журнал "Жить интересно", если вдруг вы еще не знакомы.

Описанное не панацея, вот здесь, мне кажется, поразумнее советы.

Цифры немаленькие требуются, и старше - больше:
"Необходимо регулярно, не менее 300 минут в неделю, давать себе нагрузку, при которой учащаются пульс и дыхание (американцы говорят 150−300 минут, но я всех настраиваю на 300). Где-то час ежедневно, если вы хотите изменить тело, и полчаса в день, если хотите поддерживать своё здоровье. Если каждый день заниматься на кардиотренажёрах, это быстро надоест, но если мы будем больше ходить, не пользоваться лифтом, то наберём этот час."

"Если человек танцует по пятницам, может быть, этого достаточно? Почему я не худею от танцев?
— Я к своим танцам по пятницам добавляю велосипед, который лежит в моём багажнике, тренажёрный зал, баскетбол и пинг-понг. Танцы по пятницам — тоже неплохо, но вы посчитайте, сможете ли вы 300 минут оттанцевать в пятницу. Если да, то ради бога."

Вариантов много, начинать надо. "Надо" - в смысле, оно того стоит.

2014-08-07 09.01.26.jpg

Tags:

Когда читаешь что-то наукообразное про привязанность (я читаю по долгу работы, которую никак недопропрокрастинирую), то смысл теряется, утекает среди этих недослов, типа "аффект" и "конструкт" (главное, не начать так разговаривать).

А смысл-то прост:

Знать, что есть кто-то, у кого ты безусловно в сердце.
Не расставаться с этим знанием.

Мне тут один знающий человек, которому нет оснований не доверять, сказал (в разговоре о структуре сознания, в эволюционном смысле), что сознание было всегда. Что означает, что и любовь была всегда, потому что ничем другим сознание не может быть. Ну, по большому счету.

Так что и нас любили и будут любить всегда. Остается войти - и не терять с ним-собой-этим-всем контакт.

Your green light is always on.

P.S. На полке попалась книжка, миллион лет назад читанный рассказ Анны Гавальды: Je voudrais que quelqu'un m'attende quelque part... "Я бы хотела, чтобы меня кто-нибудь где-нибудь ждал".

Кто-то обязательно тебя где-то ждет.

Думаю, на это вполне можно опираться.

love-begets-love-300x171.jpg



P.P.S. И да, "никогда не поздно иметь счастливое детство", и к этому контакту-с-собой-всем-этим можно прийти. А за поддержкой обращаться. И ее не бывает слишком много.

Tags:

В следующую среду, 10 сентября, мы с коллегами Еленой Аксеновой doggytalking и Данилой Гуляевым danilling проводим группу поддержки для тех, кого затрагивают события, происходящие на наших глазах в стране и мире. Прийти может каждый желающий вне зависимости от его взглядов и убеждений. Мы не будем обсуждать острые политические вопросы, вообще не будем говорить о политике. Вместо этого поговорим о более близких и понятных вещах - о том, что мы чувствуем, что нас пугает, а что обнадёживает, о целях и планах на будущее, об отношениях с близкими людьми, которые так важно сохранить в условиях радикального разделения мнений. Словом, в фокусе нашей работы будут те сферы жизни, на которые мы можем и хотим сохранить влияние.

На группе мы сможем:
- в доверительной атмосфере дать место своим тревогами и опасениями;
- подобрать индивидуальные стратегии в период политических изменений
- разработать способы противостояния беспомощности.

Ведущие:
Елена Аксенова, психолог, нарративный терапвет
Данила Гуляев, психолог, нарративный терапевт
Ольга Зотова, коуч, бизнес-тренер, нарративный терапевт

Орг.информация:
Когда: среда, 10 сентября 2014, 19.00-22.00
Адрес: м. Достоевская, ул. Самотечная 17 А, Фонд “Будущее сейчас”
Стоимость участия: 500 руб.

Что для нас важно и что предлагаем - прямая речь ведущих группы:
читатьCollapse )

Встреча в фейсбуке
Встреча вконтакте

Tags:

Первое сентября - всегда начало, даже если вышел из школьного возраста. Хотя летом продолжалась моя работа с клиентами, и не было затишья, все равно этот вход в сентябрь ощущается как рубеж. Как возможность войти во что-то новое, начать что-то, что давно хочется изменить или с чем разобраться - от просто "страшно" до "страшно хочется". Надеюсь, не только для меня.

Сейчас есть места для новых клиентов на коучинг/терапию (в нарративном и танцевально-двигательном подходе - хотя я всегда иду прежде всего от клиента и нашего непосредственного диалога). Возможна работа по скайпу - летом в связи с разъездами, и моим и клиентов, начали больше использовать скайп, и убедились, что это очень рабочий формат. Так что буду рада видеть среди клиентов больше людей за пределами Москвы.

Отзывы клиентов можно посмотреть здесь, подробнее о подходе здесь.

Буду благодарна не столько за "лайк&шер" (хотя и за это тоже), а скорее за личную рекомендацию - если чувствуете, что кому-то из друзей/коллег могло бы быть полезно - как и приходят практически все клиенты сейчас. У нас ведь по-прежнему и визиты к психотерапевту не особо социально одобряемое действие, это все равно как признать, что "со мной что-то не так", а уж про коучинг и коучей совсем мало кто знает, так что люди и не догадываются, что даже если "и так вроде все вроде нормально", можно сметь хотеть еще чего-то большего (та самая "смелость желать"). Но если твой друг говорит, что "я пробовал, правда помогает", это пересиливает неизвестность и помогает решиться обратиться за поддержкой.

Да, я верю в то, что с поддержкой человека, который безусловно "на твоей стороне", но при этом воздерживается от того, чтобы объяснять тебе каким тебе быть и что делать, можно достичь куда большего. И как минимум это улучшает качество жизни (и да, бывают случаи, когда "если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь".) Особенно в переломные, переходные, кризисные моменты эта поддержка важна. Конечно, для разных людей это будут очень разные "достижения" - для кого-то справиться с тревогой/cтрахом/"чувством личной несостоятельности", и т.д., для кого-то это прояснить то самое, "куда двигаться", для кого-то понять что-то важное про себя или отношения и суметь с этим быть, для кого-то начать действовать из этого понимания.
"Коучинг как рефлексивное пространство" - как диалог, внутри которого можно найти тот самый контакт с собой, другими и миром.

Tags:

После летнего перерыва 16 сентября продолжим практику move2think - аутентичное движение с запросом, движение как способа думать "всем собой", всей полнотой body-mind. Можно присоединяться даже если вы ничего про это не знаете - достаточно, чтобы у вас была какая-то тема или вопрос, на который хотелось бы направить внутреннее внимание.

Иногда люди задают вопрос - а с какими темами вообще можно работать? Как формулировать запрос? Про формулировку запроса - тема важная (как в анекдоте - "доллар за работу и 99 долларов за знание куда ударить"), и поэтому наш процесс структурирован таким образом, чтобы можно было уточнять вопрос в процессе, до-формулировать или пере-формулировать - иногда мне кажется, что важно само направление внимания на тему, из хорошего состояния.

А про темы - если по большому счету, то есть несколько больших тем: отношения с собой, отношения с другими и с миром.
Или вот еще несколько просто сформулированных тем, которые часто звучат: "про себя", "про отношения", "про работу", "про мир вокруг".

Встреча в фейсбуке

орг.подробностиCollapse )

Если вы хотите прийти, пожалуйста, зарегистрируйтесь здесь.

Tags:

Лето 2014: тело войны

В продолжение предыдущего. На лаборатории Dancing&Writing у нас был групповой перфоманс на тему "Росси-Я" - то есть, про все, что вокруг и затрагивает.
Родилось это из наблюдения за движением группы с этой темой, так что это скорее свидетельствование того, как тема эта прорастает в телах - и как это мне открывается.
Это скорее саундтрек для перфоманса, слова вместо музыки, но пусть побудет здесь.

***

Я лежу.
Я хочу лежать на теплой траве и смотреть как плывут облака.Read more...Collapse )

Бояться - не помогает

Про новости. (Разной степени неприятности и бредовости.)

Считаю, что наша ключевая жизненная задача сейчас - прилагать усилия, чтобы не бояться. Назло, вопреки - потому что именно ради генерации страха все и делается. Прочитала (в одном отчете с ритрита, кстати), о том, что "счастье - это потерять страх". Наверное, страх ядовитых змей и быть сбитым машиной пусть остаются, но с некоторыми страхами - я лично, никому не навязываю - хочу постараться расстаться.

Например: страх что будет дальше. Страх какой бред принесет нам завтра.

Как говорил Андрей Лапин: "не бойтесь, вам это не поможет".

Я бывала в местах, которые казались внутренне невыносимыми - и задним числом, смотря туда, вижу, что ничем мне это не помогло. Некоторое из того, чего я страшилась больше всего, и казалось, что не переживу - произошло. Пережила ли я? Может быть и нет, и разговаривает сейчас с вами какая-то другая версия меня. Но это тоже жизнь, другая форма жизни.

Не сдаваться - важно. Продолжать пытаться повлиять - важно. Не соглашаться - хорошо. Злиться - нормально. Сочувствовать страху - человечно. Бояться - не помогает.

Tags:

Вопрос к читателям

Хочу спросить читателей (в том числе, может быть и молчаливых) - а какой пост в этом журнале вам сильнее всего откликнулся/запомнился?

(Это я сейчас участвую в лаборатории Dancing&Writing, и нам там дали задание принести какой-нибудь свой текст - и вот я что-то пока в замешательстве.)

Спасибо!

Tags:

Попалась любопытная статья про отношения: "How we end up marrying the wrong people". И написано в таком вдумчивом стиле, как я люблю. Прямо захотелось перевести. Пересказывать долго, но вот, например, хорошее:

"Мы все безумны по-своему. Скорее всего, мы невротичны, несбалансированы и незрелы, но слабо представляем как именно, потому что никто не влиял на нас достаточно сильно, чтобы это обнаружилось. [...] Поэтому неотложная задача каждого любовника - обнаружить конкретные детали своего безумия. Здоровое партнерство происходит не столько между двумя здоровыми людьми (таких не так-то много на нашей планете), оно случается между двумя cлабоумными, у которых было умение (или везение) найти неугрожающий сознательный способ примирить между собой свои сумасшедствия.

Cама идея о том, что "я легкий в общении человек" должна послужить тревожным звонком любому потенциальному партнеру. Вопрос лишь в том, где именно заключены проблемы: возможно, у нас есть тенденция впадать в ярость, когда кто-то с нами не соглашается, или мы можем расслабиться только во время работы, или у нас сложные отношения с интимностью после секса, или нам трудно даются объяснения что с нами происходит, когда мы встревожены. Именно такого рода вещи - через десятилетия - создают катастрофы и, соответственно, нам стоит знать об этом заранее, для того чтобы искать людей, оптимально приспособленных под то, чтобы мы могли их вынести. Стандартный вопрос за ужином на первом свидании должен был бы быть - "А в чем ты безумен?"


***

И в продолжение этой идеи "мы все безумны". Даже если это не так - и не все, и не настолько, сама идея "равенства безумств" в отношениях может оказаться полезной. "Я не окей, ты не окей, и это - окей", как сказал Стивен Мэдиган. Потому что тогда мы перестаем фокусироваться на недостатках/достоинствах (читай - качествах), своих или другого - и вместо этого фокусируемся на намерениях. Тогда на передний план выходит интенция. Чего мы хотим-то от отношений? Тогда можно перестать наводить туман "улучшений"/доработок и обратиться к тому, что есть. Вот такой я. Вот такой он/она. И эта некая данность. Она может быть легче/сложнее, паззл может складываться лучше или хуже. Но то, что есть - еще ничего не говорит о том, чего ты хочешь. И не предопределяет того, что могло бы быть. Человек в пространстве "между данностью и возможностью", как мы как-то сформулировали.

И дальше еще важный момент - действительно суметь услышать то, чего хочет другой. Потому что твое "хочу" не предопределяет "хочу" другого. Даже если потенциально многое возможно. Даже если весь остальной паззл вроде бы, по форме, должен сходиться. Потому что из "могу" не следует "хочу". В этом месте бывает грустно/обидно/больно - но, видимо, это про свободу воли и есть.

Если "человек есть усилие быть человеком" (с) то здесь это, видимо, надо читать как усилие дать другому быть собой. Никто не сказал, что это легко.

Tags:

История немного про Португалию, а немного в коллекцию "за что я люблю жж".

В лиссабонском монастыре Жеронимуш случайно листаешь в сувенирном отделе книжку какого-то португальского автора на английском: Fernando Pessoa, The Book of Disquiet. Покупаешь - думаешь, ну нужны же какие-то альтернативы книжкам по психотерапии, хотя бы в отпуске:) Книжка, с обещанием на обложке "mysteries, misgivings, fears and dreams", все никак не разворачивается, но ты упорно ее мусолишь. На вопрос "о чем книжка-то?" ответить не получается, но что-то в ней есть. Как минимум, ее приятно держать на коленях, сидя на берегу океана - купаться все равно слишком холодно, а телефон все время разряжается. Медитативное такое чтение, в те времена, когда daydreaming еще не называли медитацией.

10543545_322546864575003_647892809_n.jpg


Потом доходит - так это ж жж! Все становится на свои места. Равномерно рассыпанные мысли вслух, бормотания, наблюдения - лытдыбр он и есть. Только из Лиссабона (вообще надо завести какого-нибудь тамошнего френда.) И человек пишет какой-то особенный - безусловно, зануда, но такой внимательный к жизни в своем занудстве, что утягивает.

Приезжаешь, ищешь перевод - и обнаруживаешь целый жж: fernando_pessoa. Cпасибо автору сообщества Денису Кокорину за перевод (напрямую с португальского, в отличие от моей английской книжки - впрочем, Пессоа много писал на английском, так что в этом тоже что-то есть.)

На русский, правда, очень мало переведено. Так что проще купить The book of Disquiet на английском (есть версия для киндла). Пара отрывков.

"Для чего нужно путешествовать? Закат везде одинаковый и нет никакой необходимости ехать ради него в Константинополь. Или, может, путешествуя, у вас возникает ощущение освобождения? Но я могу почувствовать это и во время поездки до Бенфики и ощутить это намного ярче, чем тот, кто решил отправиться в Китай. Ведь если во мне самом нет этого освобождения, то бесполезно искать его где-то в другом месте."

***
"Искусство – это способ отстраниться от жизни, избежать действия. Искусство – это интеллектуальное выражение эмоций, что отличается от жизни, являющейся волевым выражением эмоций. Все то, чего у нас нет, на что мы не можем решиться или что для нас недоступно, можно получить в мечтаниях. И именно на основе этих мечтаний рождается искусство. В свою очередь, выражаемые в действии эмоции иногда достигают такой силы, что действия оказывается недостаточно. И на основе этих эмоций, не нашедших выражения в жизни, также создается произведение искусства. Таким образом, существуют два типа художника: первый выражает то, чего у него не было; второй - то, что присутствовало в избытке и осталось неудовлетворенным."

И вот этот отрывок, про естественное и искусственное стоит когда-нибудь перевести. Мне очень отзывается.

"I don’t know if it happens only to me or to everyone who, through civilization, has been born a second time. But for me, and perhaps for other people like me, it seems that what’s artificial has become natural, and what’s natural is now strange. Or rather, it’s not that what’s artificial has become natural; it’s simply that what’s natural has changed. I have no use for motor vehicles. I have no use for the products of science –telephones, telegraphs – which make life easy, nor for its fanciful by-products – phonographs, radios – which make life amusing for those who are amused by such things..

None of that interests me, none of it appeals. But I love the Tagus because of the big city along its shore. I delight in the sky because I see it from the fourth floor on a downtown street. Nothing nature or the country can give me compares with the jagged majesty of the tranquil, moonlit city as seen from Graça or São Pedro deAlcântara.*

There are no flowers for me like the variegated colouring of Lisbon on a sunny day. The beauty of a naked body is only appreciated by cultures that use clothing. Modesty is important for sensuality like resistance for energy.Artifciality is the best way to enjoy what’s natural. Whatever I’ve enjoyed in these vast felds I’ve enjoyed because I don’t live here. One who has never lived under constraints doesn’t know what freedom is. Civilization is an education in nature. Artifciality is the path for appreciating what’s natural. We should never,however, take the artificial for the natural. It’s the harmony between the natural and the artifcial that constitutes the natural state of the superior human soul."
(с) Fernando Pessoa, The Book of Disquiet.

Tags:

(Раз даже hloflo cослалась на этот пост в фб, сохраню здесь тоже.)

Помню, одной из самых зацепивших меня историй про нарративный подход (рассказала ее llynden, еще на самом первом вводном курсе) была такая: приходит к нарративному терапевту человек с диагнозом "депрессия", а терапевт его спрашивает: "скажите, а как это называлось до того, как вы узнали, что это называется "депрессией"?" Человек подумал-подумал и ответил: "это значит, что Деда Мороза не существует". (Там в оригинале был то ли Санта-Клаус то ли еще кто-то местный, не суть).

(Опираясь на эту идею, стараюсь не переходить с клиентом к этапу решений, пока мы не выясним, что же он/они понимают под "тайм-менеджментом", "лидерством" или "доверием себе". Сколько людей, столько и тайм-менеджментов и т.д. - я уже встречала не менее двадцати.)

Еще одно точное определение депрессии (резонирующее для многих людей, как я заметила) сформулировала снова Дарья: "депрессия - это нерассказанная история".

А тут еще одно определение нашлось: "депрессия - это погруженность в состояние нелюбви."

Ничто из этого не является фактом или определением, но если найти точное свое, оно может указать путь наверх. В этом смысле понятно, почему Бродский советовал сосредоточиться на точности языка: "цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее; одним словом цель - ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу". (Можно сказать, это невыговоренное - нерассказанная история и есть.)

И снова и снова, это напоминание о "необходимости полагаться на собственную стряпню". Что требует некоторой смелости - и навыков встречаться с собственными демонами.

Вот он этот текст Бродского. Можно перечитывать перед сном, вместо медитации - или колыбельной для демонов.

Tags:

По пунктам

Прекрасный летний текст! Пусть побудет здесь.

Originally posted by chingizid at По пунктам
1. Человек создан для летней ночи. По крайней мере, если этот человек я.

2. Лучшее место на земле - автострада, проходящая между миром людей и миром духов. Там очень спокойно. И даже в мир людей оттуда возвращаешься с лёгким сердцем.

3. Лёгкое сердце - вот что следует приносить с собой из всякого путешествия. Это сокровище, как водится, охраняет дракон. Но если попросить, он отдаст.

4. Если вечером пытаешься подсчитать число городов, в которых побывал сегодня, и сбиваешься, это означает, что у тебя был очень неплохой день. Один из тех, ради которых придумали жизнь на земле. А не для вот этого всякого мутного хитровыкрученного спама из преисподней.

5. Когда вырасту, я хочу быть ангелом смерти, рядом с которым не страшно.

6. Если такой должности до сих пор нет, я буду требовать и стоять на своем. Потому что это важнее всего для человека - не бояться в самом конце. Хорошо бы научиться не бояться заранее, но с этим мало кто справляется.

7. Есть только один способ пребывать в безопасности - не бояться. Остальные способы - ловушки. Внешней безопасности не бывает вообще. Кто вам такую глупость сказал.

8. Бог есть дружба - в актуальном контексте, на фоне утраты значений важнейших из слов это становится всё более точным определением. Кто хотя бы раз в жизни принимал участие в высекании искр, которые рождаются из соприкосновения существ, обитающих в нашей глубине, того и Царствие Небесное.

9. Многие из нас - очень хорошие зайцы, хотя вот так на первый взгляд и не скажешь.

"When love is a problem"

Продолжение заметок с европейской нарративной конференции в Румынии.

Наррративный терапевт  из Израиля Gi’don Mordecai Friedmann проводил воркшоп на тему "Когда любовь становится проблемой" ("When love is a problem"). Точка отсчета его лекции - деконструкция разных идей о любви, существующих в культуре.

10271592_10203192218578642_998619092849070826_n.jpg

10482528_10203192219698670_1888357217791419528_n.jpg

На фото выше только одна иллюстрация из коллекции дискурсов, где было, подряд: что-то из высокой английской поэзии, романтические хиты 60х, румынская попса, рэп с соответствующей лексикой (никого, говорит, не смущает нецензурная лексика?) и видео французского философа Жака Дерриды (когда журналист пристает к нему с расспросами про любовь, тот отвечает, что ничего про это не знает, и вообще - на клише-вопрос может быть только клише-ответ - но потом все-таки раскручивается и рассказывает про разницу любить "кого-то" и "за что-то").
Презентация выложена в открытый доступ здесь. Не знаю, будет ли понятно что-то из нее - сама лекция была очень живая и захватывающая.

Несколько идей:

На тему любви существует множество культурных предписаний, например:
- когда, где и с кем любовь является приемлемой?
- какое место должна занимать любовь среди других жизненных приоритетов ("вот закончишь университет, и тогда...")?
- какая именно любовь является проблемой? (Он говорит, что проблемой чаще является "being in love", нежели "love").

Вообще любовь - противоречивая тема, а уж когда становится проблемой, так особенно. Потому что в обычных ситуациях люди хотят занять от проблемы дистанцию - решить ее, избавиться от нее. Но любовь - это опыт, который очень дорог многим людям, и его хочется сохранить. Что же делать-то?

В качестве поддерживающей идеи он обращается к нарративным идеям "членства в жизненном клубе" и практикам "восстановления участия". Применительно к контексту отношений (и особенно завершившихся отношений), идея состоит в том, чтобы яснее разделять непосредственное взаимодействия в отношениях - и мысленное диалогическое общение с другим человеком в своем субъективном мире, "жизненном клубе". Идея "жизненного клуба" - в том, что у каждого из нас есть "члены жизненного клуба" - люди, сыгравшие определенную роль в том, каким образом мы стали воспринимать самих себя. Эти члены нашего жизненного клуба часто обладают различным рангом или статусом. Терапевтическая сила этой идеи - в том, что в течение жизни мы можем сознательно пересматривать позиции разных людей в этом клубе. Например, понизить статус одного человека (даже если мы включены в непосредственное взаимодействие и вынуждены продолжать с ним общаться в силу каких-то обстоятельств - свекровь, босс, чиновник.) Понижая статус, мы тем самым снижаем для себя значимость взаимодействия с этим человеком. И напротив, мы можем повысить статус или значимость для себя общения с каким-то человеком (даже если мы видим его редко или он виртуален - это может быть и герой книги или фильма), сделать его для себя более поддерживающей, авторитетной фигурой. А в случае завершившихся отношений (а также ухода или смерти другого) - мы можем сохранить память и возможность для диалога с этим человеком в своем внутреннем мире. (На эту тему можно посмотреть статью Майкла Уайта "Снова сказать "Здравствуй".)

Надо заметить, что эта идея - что какие-то люди могут остаться навсегда с тобой в твоем внутреннем мире (твое "жизненном клубе"), даже если физически они не имеют к тебе уже никакого отношения, и ты даже можешь сознательно не хотеть иметь с ними никаких физических контактов - расходится с распространенными в культуре предписаниями о том, как нужно завершать отношения - что нужно "двигаться дальше" (move on), причем в обозримое время, не "застревая". Но дает больше свободы в том как возможно горевать, завершать, продолжать.

Во время лекции он предложил письменное задание - подумать над вопросами на тему ситуации в жизни, когда любовь могла оказаться (или оказывалась) проблемой. Оригинальные вопросы на английском здесь, мой перевод ниже.
Мне показалось, что письменный формат был очень уместен, потому что все же слишком личное дело, чтобы действительно открыто обсуждать с коллегой на соседнем ряду на конференции. С другой стороны, это такая тема, где лучше быть честнее с собой.

Если вы решите отвечать на  эти вопросы, стоит, наверное, соблюдать технику безопасности, как при обычных письменных практиках. Мне понравилось, что Гидон задавал вопросы довольно быстро, так что получалось отвечать более спонтанно и коротко.

***

[Вспомните ситуацию в вашей жизни, когда любовь оказалась проблемой.]

- Что из того, что кто-то сказал или сделал (для вас по этому поводу), было вам полезно?

- Чем именно это было полезно?

- Что из того, что кто-то сказал или сделал, было вам неполезно?

- Чем именно это было неполезно?

- Есть ли что, что вы бы хотели, чтобы кто-то сказал или сделал?

- Чем это могло бы быть полезным?

- Что бы вы хотели, чтобы другие люди поняли о вас или вашей ситуации?

- Что бы вы хотели, чтобы мы поняли сейчас?

- Какие шаги вы предпринимали, чтобы сделать это в меньшей степени проблемой?

- В чем эти шаги помогли?

- Изменил ли этот опыт ваши предпочитаемые отношения с любовью?

- Если да, что вы приобрели в результате этих изменений?

- Что вы потеряли?

- Узнали ли вы что-то о себе или своих ценностях в результате этого опыта?

- Если да, то что?

- Узнали ли вы что-то о себе в результате этого упражнения?

- Если да, то что?

[Если проделаете эту письменную практику, буду рада, если поделитесь результатами ответа на последний вопрос.]


Update: хорошая статья на тему: "Is it a good thing the French force couples to reunite to say goodbye?" - про расставание и межконтинентальные отношения, настоящая love story, тот случай, когда "жизнь выше литературы". Там есть еще предыстория.
Все пишут про счастье. Вот и мой дорогой друг Валера Веряскин написал - как он умеет: длинно, лично, иронично, по делу. Я много что в свое время про счастье прочитала, кое-что из идей, которые он упоминает, знакомы. Про разные факторы, про счастье не равно успех, про нарративное (повествовательное, стратегическое) и проживательное (в моменте здесь-и-сейчас) "Я". С упоминанием секулярного буддизма и медитации, конечно же, как без них.

И знаете, что я скажу? При всей моей любви и к Валерычу и к секулярному буддизму, все это для меня - буллшит. Такой подход - "я вам сейчас расскажу что это и что с этим делать" - ничем не отличается ни от одной из хелп-книг, в которых "счастье - это". Ничем не отличается от грабель, на которых я уже бывала. Старательно читала "The How of Happiness" и пыталась улучшить разные показатели, эвдемония и прочие удовольствие-поток-смысл. Смысла больше в жизни, не вопрос. Смысл - это хорошо. Поток - вещь наживная, по сути это просто навык в него входить. Удовольствие - ну это вообще краткосрочно и несложно самоорганизуемо, при некотором знакомстве с собой.

И конечно, сильная идея, долго на меня влиявшая (не без помощи влияния некоторых людей), которая хорошо у Стругацких сформулирована:


"Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни.
И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же."


Это прекрасная мысль. Очень светлая. В ней очень много смысла. Но для меня счастье - о другом.

Перед глазами сессия с моим терапевтом, около года назад, мы обсуждали про то, что наполняет, про "нравится жить" (2я фундаментальная мотивация на их экзистенциальном языке). Поднимаю глаза: "то есть, вы хотите сказать, что счастье - это любить?" - и помню ее ответ, а может даже больше невербальный ответ, выражение лица - просто что-то теплое, человеческое, смесь личного отклика и участия - ну конечно, это и есть то, что наполняет, что придает сил, счастье-в-отношениях.

Как хорошо, когда кто-то остается на твоей стороне, даже когда ты не оставляешь себе шансов.

Возвращаясь к определениям и стратегиям счастья. Их может быть миллион. Сотни тысяч из них вполне удачны и ведут куда надо. Только вот какие из ?..

Быть как все, не быть как все, испытать Х, совершить У - все это не имеет никакого значения. Значение имеет распознать лично твое, субъективное. Как говорил Бродский, полагаться на собственную стряпню.

Я вот лично хочу: сохранять за собой право проебать свою жизнь - и быть счастливой в любви. И пусть этот квест еще продолжается.
Португалия - и Лиссабон особенно - это какая-то невероятная любовь. Не с первого взгляда - была там лет десять назад, в одной из первых своих командировок, всего на три дня, и еще с того времени он показался городом, в котором хочется жить.

Много фото и некоторое количество слов про эту поездку в инстаграме (скорее бы уже придумали как складывать из него альбомы - идея для стартапа, anybody?)

А еще по дороге в аэропорт нашлась случайная иллюстрация к одному хорошему стихотворению.

1208336_316419221858523_1049532673_n.jpg


Originally posted by mantrabox at медитация
если правильно слушать, то птица взлетает из правой лопатки к нёбу, (...)Collapse )
(Попытка номер два написать про конференцию в Румынию, первую жж почему-то съел. Так что эту дописываю уже из Лиссабона, отойдя от жары и насколько возможно местного красного, в попытке поддерживать минимум продуктивности).

Побывала на европейской конференции по нарративной терапии и работе с сообществами, которая в этот раз проходила в Румынии, в городе Яссы (по-местному Яш). Отличная неделя: симпатичный маленький город, близкие по духу и интересам люди, залитые солнцем улицы и хорошие разговоры. Конечно, такие поездки очень наполняют - людьми, встречами, идеями.

Про содержание напишу может быть еще отдельно - это было интенсивно. Из семи дней путешествия шесть я училась: два пре-конференционных воркшопа, один пост-конференционный и три дня самой конференции. Интенсивный такой студенческий график, с 9 до 17.00. Но было как-то очень легко жить такой жизнью, даже несмотря на недосып - проснуться, позавтракать и идти в университет, музыка в ушах, 15 минут и ты на месте.

Пожалуй, это мой идеал поездки: учиться + общаться с коллегами и друзьями + путешествовать. Все вместе даже лучше, чем по отдельности. Как говорится, "the way to know life is to love many things" (цитата из дневников Ван Гога, с выставки "ожившие полотна", которую мы посмотрели вместе с jull в Питере).

Это уже четвертая моя международная конференция (если не считать около-HR-ных и прочих локальных) - первая была по позитивной психологии (в Москве, но международная, сильно тогда на меня повлияла) и затем два года подряд я ездила на конференции международной ассоциации краткосрочной терапии ЕBTA. В чем-то похоже (хотя бы потому, что нарративный и ориентированный на решение подходы cчитаются двоюродными братьями, близки по философии, недирективности и опоре на ресурсы и опыт самого человека), но конференции EBTA проводятся уже 20 лет, а здесь была всего 3я конференция, молодое складывающееся сообщество.

Еще в это раз была многочисленная россиийская, точнее, русско-язычная делегация, целых десять человек. Конечно, постепенно все виднее, что местное нарративное сообщество становится все активнее (вот даже в группе в фейсбуке уже больше 750 человек), но наверное нужен этот взгляд со стороны, чтобы действительно убедиться - да, мы есть :)

Но все-таки даже при том что не первый раз в таких местах, было как-то особенно, видимо, в силу моих особенных отношений с нарративным сообществом - именно эти люди и идеи оказались самыми поддерживающими для начала моей собственной практики консультирования, так что я испытываю к ним особенные чувства, благодарность прежде всего... Было очень радостно после нескольких лет перерыва наконец увидеть живьем llynden, с которой во многом все когда-то началось, Марка Хейварда, которого я когда-то переводила, познакомиться с настоящим нарративным коучем из Франции Пьером Blanc-Sahnoun (у себя в блоге он тоже написал про конференцию), побывать на семинарах классиков из "списка литературы", можно сказать - Дэвида Денборо про коллективные нарративные практики и Джона Уинслейда про нарративную медиацию, познакомиться с Анной из Испании, которая занимается нарративным карьерным консультированием и прислала мне на эту тему море статей... теперь это все надо как-то переварить, осмыслить и можно будет что-то придумывать дальше.

Много айфоно-фото Яссы и немного конференции в альбоме


Следующая международная европейская конференция состоится в Испании (скорее всего в Барселоне), летом 2016 года.
А ближайшая российская конференция по нарративной практике - в Москве, 25-26 октября 2014, подробности здесь.
Можно уже планировать календарь!
Хорошие стратегии бывают контр-интуитивны. Ну вот считается, например, что "нужно есть слона по кусочкам". Сама писала про это - "птичка за птичкой", маленькими шагами, "что могло бы быть самым маленьким ближайшим шагом", "как вы поймете, что продвигаетесь - хотя бы чуть-чуть", итд-итп. И это правда часто работает - "лежать в сторону цели", просто "знать, что я этого хочу", быть морально (и эмоционально) готовым опознать лотерейный билет при появлении его в атмосфере. Наверное, в двух третях случаев (а может и больше) основное, что я делаю в коучинге - это помогаю замечать и поддерживать микро-надежды и микро-изменения.

Но бывает все совсем не так. Бывает, что есть "все необходимые ресурсы", есть умения и техническая возможность и - "ну что тут такого, просто надо брать и делать". Но не берешь и не делаешь. Ни маленькими частями, ни нано-, никакими. Хотя казалось бы, можешь ведь. И неловко/стыдно/совестно как-то перед собой (и везет еще, если только перед самим собой), что не делаешь, и что ничего другого не отделяет тебя и сделанное, кроме тебя самого.
Когда-то меня поддержала мысль Альфреда Лэнгле (если я правильно помню), что "если я не могу, то я и не должен". Здесь много что подразумевается: что "могу" является основой "делаю" (а не наоборот - "поставил цель и вперед") и что я не обязан мочь все, в том числе все то, что я хочу-чтобы-я-мог.

Это расходится с общепринятой (сейчас) идеей, про мотивацию, которой можно научиться управлять. Про волю, что бы это не значило.

Тем более, что выясняется, что воля - это исчерпаемый ресурс, и заставлять себя имеет последствия, как минимум в виде снижения эффективности (вот здесь всякий research для интересующихся). И поэтому нужно тщательнее "выбирать битвы", тем более с собственным участием.

Но это все долго разворачивающееся предисловие к неожиданно простой стратегии: если ты - по факту - не можешь, хотя вроде бы - "объективно"- мог бы, может быть ты просто не хочешь - вот так. И тогда помогает спросить себя - а как бы "так" хотелось бы?

Иногда мы просто не решаемся признаться себе в своих наполеоновских планах. Что хочется, например, написать диссертацию, а не диплом. Или осмысленную-статью-о-важном, а не просто статью. Или найти работу-которая-вдохновляет, а не просто-работу. Думаешь: ну какая осмысленная-статья, ты отписку-то написать не можешь. На таком (подставить нужное) рынке хоть какую бы работу найти, какое там вдохновляющую.

Иногда нам нужна поддержка чтобы посметь. Иногда везение - столкнуться со своим вдохновением и успеть заметить: хочу вот так. Пусть это куда сложнее и дальше даже немногого, на что я не могу сейчас себя сподвинуть. Оно дальше - но есть ради чего туда идти.

И вдруг, в этой поднятой планке, оказывается намного больше сил. И немного больше надежды.
Прочитала у знакомого психолога Анны Познанской описание случая - про работу с 7-летним приемным ребенком. До слез (может, день такой). Но правда в том, что такой ребенок - разной степени и продолжительности раненности - но все же живет в каждом из нас. Потому что даже если мама была очень чуткой и очень старалась быть хорошей мамой, она все же отходила в туалет и душ, уходила на работу, оставляла в детском саду... а у ребенка (особенно младенца) нет ведь еще представления о течении времени, нет никакого "потом" - так что когда тебя оставляют, спеленутого, лежать на кровати, и ты лежишь и орешь, это в субъективном смысле действительно вечность, невыносимое "здесь и сейчас" - голодное, мокрое и что самое ужасное, покинутое... Хорошо, кстати, что орешь - значит, еще надеешься, еще призываешь на помощь, что придут, услышат, согреют...

Это к тому, что даже если ты уже взрослый, большой человек, может даже вовсе топ-менеджер - с большими целями, большим будущим, навыками и ресурсами - где-то в личной истории ты был тем маленьким, кто звал на помощь, кто испытывал бессилие, этой помощи не получив... Выжил, кстати, раз сидишь здесь и вспоминаешь - но где-то это живет в телесной памяти, в этом body-mind...

И где же выход? - Ну а какие у психологов обычно выходы - говорить этому "да" - "да, это есть" - это было со мной и еще как-то живет во мне, просыпается в каких-то острых ситуациях, когда снова есть покинутость или нет контакта. Но это не просто "да" как бессилие перед этим, это "ДА - И" - "да, это есть" - И, одновременно, "я выжил", "это может измениться", "я могу измениться" и будущее еще может быть другим - как минимум, шансы на это есть. И время еще есть. А силы можно найти...

Tags:

Очень полезный текст, который простыми словами объясняет идеи ориентированного на решение подхода. Наш фокус внимания - то, на чем мы концентрируемся - влияет не только на отношения с детьми, супругами, коллегами, подчиненными - но и определяет наше отношение к самим себе и своим способностям. Я не думаю, что нам нужно, как советует автор статьи, "выбросить красную пасту из своей жизни" - но определенно, нам стоит добавить "зеленую пасту" - умение видеть то, что получается у себя и других, сильные стороны и ресурсы. И это тоже требует тренировки и усилий.

Оriginally posted by denmarkovka at Как ошибки в тетради влияют на количество разводов

"Сегодня я собираюсь показать вам, как ошибки, которые были выделены красным цветом, влияют… на количество разводов!

Начну немного издалека. Моя дочь практически не ходила в школы раннего развития. Я занималась с ней сама. Когда мы тренировали руку перед школой, то наша тетрадь выглядела вот так:

IMG_6274
Видите разницу? Я не подчеркивала ей красной пастой ошибки. Я выделяла зеленой пастой те буквы и крючочки, которые получались у нее хорошо. Она это очень любила и всегда после каждой строчки просила: “Мам, какая получилась лучше всех?” И так радовалась, когда я обводила лучшую букву со словами: “Идеально!”

В чем разница между подходами? Поняли уже?

Read more...Collapse )

Я бы добавила от себя к списку идей того, что можно попробовать, еще один пункт:
Подумайте, какими «чернилами» вы обычно пользуйтесь, чтобы оценивать свою работу и себя как человека?

Если вы заметите дисбаланс в сторону «красного», то чтобы увеличить количество «зеленых чернил» в своей жизни, попробуйте в ближайшую неделю начинать оценку своей работы (или происходящего с вами) с фокуса на «зеленом». Можно, например, после завершения каждого этапа проекта или какого-то дела задавать себе вот такие вопросы:

[Про "зеленые чернила"]
- Что в том, что я сделал(а), получилось хорошо? Что сработало? Что было в этом для меня ценного, важного? Чем я могу гордиться?

[Про "красные чернила"]
- Что можно улучшить? Что можно в следующий раз сделать по-другому? Что попробовать?

Эти же вопросы можно использовать для внедрения процесса непрерывного улучшения в работе команды, на этапе подведения итогов.

Подробнее об ориентированном на решение подходе на сайте http://sfbt.ru или в сообществе фейсбук.
Коллега написал пост, которым хочется поделиться.

Originally posted by moskslav at Предпочтение меньшинства.

Уже несколько лет я обращаю внимание, что в различных публичных дискуссиях я оказываюсь на стороне меньшинства. Вначале я расстраивался попадая в меньшинство. Или злился, что какие-то очевидные для меня идеи отвергаются большинством людей. Но в какой-то момент я осознал свой выбор меньшинства как осознанную позицию. Я вспомнил, как сопротивлялся антирелигиозной пропаганде, когда был комсомольцем в 80-х годах, начал читать религиозные тексты, которые было не просто достать в то время. Но уже в начале 90-х, когда неожиданно большинство стало активно верующим, я вернулся агностицизму. Даже в спорте мне интересней болеть за более слабую команду, и радоваться, если ей удастся оказать достойное сопротивление более сильному сопернику.

Попробую сформулировать эту позицию, позицию предпочтения меньшинства.

Read more...Collapse )

Tags:

Ошибка выживших

О чем эта длинная статья про "ошибку выживших"? О том, что так же, как не существует "невинных идей", не существует и "невинных стратегий" успеха, потому что выигравшие не всегда признаются чего им (и тем, кто их поддерживал) это стоило, а главное - что никто не считал проигравших в этой стратегии, потому что многие умерли или тихо отползли - и не хотят теперь вспоминать как они пытались открыть ресторан, сделать бизнес, написать книгу, зарабатывать на фрилансе и прочие-прочие пути к счастью, которые ни к чему не привели. Это здесь называется "ошибка выживших".

Что ж теперь, не открывать, не писать, не пробовать?

Пробовать-пробовать. Просто не рассчитывать на существование "золотой стратегии". Получается из этих историй, что если брать большой промежуток жизни, то оказывается, как в старой пресуппозиции основателей НЛП, что "вселенная дружественна и полна ресурсов". Вот только как сохранить надежду, не упасть духом и продолжить высматривать "лотерейный билет"?

"Вайзман утверждал, что то, что мы называем удачей, на самом деле просто паттерн действий, который объединяет стиль восприятия и обращения с событиями и людьми, встречающимися вам на жизненном пути. Он заметил, что у «неудачников» слишком узкий фокус внимания. Они помешаны на безопасности и очень тревожны: вместо того, чтобы резвиться, как дельфин, в море случайного выбора, они зацикливаются на контролировании происходящего, выискивая что-то конкретное. В результате они профукивают множество возможностей, мирно проплывающих мимо. «Везунчики» постоянно меняют ход своих обычных действий и высматривают что-то новое. Вайзман заметил, что люди, считавшие себя удачливыми и, по сути, продемонстрировавшие большую везучесть на протяжении 10 лет, чаще оказывались в ситуациях, в которых что угодно могло произойти с бОльшей долей вероятности. таким образом, они увеличивали свой шанс на удачу, чего «неудачники» не делали. «Везунчики» больше пробовали, чаще ошибались, но если они ошибались, то быстро вставали, отряхивались и продолжали пробовать. В конце концов, всё у них получалось."

Ну а если и этот паттерн восприятия окажется еще одной "золотой стратегией", описанной в популярной психологической литературе?

Ну что ж, смотри пункт выше. Продолжать жить и пробовать. Другое.

Tags: